Дистанционный формат обучения в пандемию обнажил многие болевые точки системы образования, включая проблему снижения доли родительского участия в образовании своих детей.

Хотя школа в тот период «пришла» в семью, роль родителей в образовательном процессе оставалась вторичной. Мониторинг дистанционного обучения (ИАЦ, 2021) показал, что ученики предпочитали получать помощь в обучении больше от своих учителей и одноклассников, чем от родителей, несмотря на их близость в домашней изоляции. При этом 52% родителей не знали, как помочь ребенку. А ведь главная миссия родителей в воспитании ребенка – это выполнение роли первого учителя.

Ирсалиев С.А. Президент Общественного объединения «Центр анализа и стратегии «Белес», Президент Международного университета Астана.

Что бы четко идентифицировать роль родителей в обучении и воспитании своих детей, в контексте баланса институтов школы, семьи и социальной среды, а также семейные факторы влияющие на академические достижения учащихся, Общественным объединением «Центр анализа и стратегии «Белес» при поддержке Фонда «Сорос-Казахстан» было проведено исследование родительской вовлеченности.

Международные исследования (Peters et al., 2007; Every Child Matters, 2003; Afolabi, 2014; Englund et al., 2004) отмечают сильную корреляцию между участием родителей, когнитивным развитием и академическими достижениями детей.  В PISA-2018 на каждые 10 процентных пунктов увеличения доли вовлеченности родителей в обсуждение успехов своего ребенка с учителем, результаты чтения детей увеличивались на 10 баллов.

В начальной школе эта закономерность проявляется сильнее, чем в средней. В PIRLS-2016, четвероклассники, родители которых часто занимались с ними, обучая их грамоте, имели результаты на 24 балла выше, чем у учащихся, чьи родители, занимались с ними иногда, и на 110 баллов выше, чем у тех, чьи родители почти никогда не занимались с ними.

Метаанализ 75 исследований, посвященных вопросам связи вовлеченности родителей и академической успеваемости учащихся выявил 4 основных фактора, положительно влияющих на академические достижения детей:

Совместное чтение дома;

Высокие ожидания родителей от учебных достижений своих детей;

Общение родителей с детьми по вопросам обучения и школы;

Родительское поощрение и поддержка детей.

Однако, если при совместном выполнении домашнего задания родители воспринимались детьми как «навязчивые и контролирующие триггеры», то их помощь отрицательно сказывалась на успеваемости.  

Признавая важную роль родителей в обучении и воспитании детей многие страны на государственном уровне принимают меры по поддержке и стимулированию вовлеченности родителей в образовательный процесс через нормативные правовые акты и общественные механизмы.

В Казахстане роль, обязанности и ответственность родителей в обучении и воспитании детей обозначена в нормативных правовых актах всех уровней. Работают объединения родителей, родительские комитеты. Создана методическая база и реализуются проекты по совершенствованию продуктивного взаимодействия родителей, детей и школы. Однако при этом отсутствуют регламенты обязательности их практического применения, механизмы поощрения активно вовлеченных родителей и мотивации пассивных родителей.

При проведении нашего исследования использован смешанный метод, который включал количественный и качественный сбор и анализ данных. Был изучен международный опыт вовлечения родителей в образование и воспитание детей (Финляндия, Эстония, Ю.Корея, КНР, Сингапур, США, Великобритания, Австралия, Россия, Беларусь, Турция, Грузия, Болгария).

Министерством образования и науки нам было оказано содействие в распространении опросников среди педагогов и родителей. Всего было собрано 11 818 ответов педагогов и 47 731 ответ родителей. Опросы проводились на платформе Google Forms. Все ответы были собраны и обработаны в базе данных через Google Sheets, Microsoft Excel.  Анализ и визуализация данных произведена в Google Data Studio. Исходники опросов, форм ответов, обработанные базы данных, а также итоговые визуализированные Dashboard доступны онлайн (анализ данных по опросу педагогов – https://datastudio. google.com/reporting/d7cd5de0-2e57-4c0c-918a-4213240c1fff; анализ данных по опросу родителей – https://datastudio.google.com/reporting/ b09ed35a-9d69-44fe-ac38-3cf07b3ce 3ea).

Результаты исследования указывают на слабую вовлеченность казахстанских родителей в обучение и воспитание детей. 42% родителей не посещают школы вообще, 25% родителей не покупают книги и другие материалы для общего развития детей, 55% родителей никогда или крайне редко посещают музеи, театры и выставки с ребенком. 51% педагогов утверждают, что родители не вовлечены в вопросы разработки стратегии развития школы. А 37% родителей, отвечая на вопрос «В нашей школе принято узнать мнение родителей перед принятием важных решений» ответили отрицательно.

Имеются пробелы в коммуникациях между школой и родителями. Треть родителей отметили, что школа не предоставляет полезную информацию об успеваемости детей, а учителя несправедливо оценивают успеваемость, т. к. информация от школы и от ребенка зачастую не совпадают.

Казахстанские родители слабо вовлечены в волонтерскую деятельность школ. 3/4 родителей никогда не помогали с дежурством, не выступали в качестве приглашенного спикера и добровольно не помогали библиотеке. Половина родителей никогда не участвовали в школьных мероприятия, не оказывали добровольно помощь школе, и не помогали организовывать внеклассные мероприятия.

Но при этом важным аспектом родительской вовлеченности в процесс обучения и воспитания детей является их активное присутствие в социальных сетях, где обсуждаются соответствующие вопросы.

На основе результатов исследования полагаем целесообразным разработать и реализовать ряд мер по расширению родительской вовлеченности. Так, например на национальном уровне предлагается разработать:

Национальный портал для поддержки родителей в обучении и воспитании детей, который бы в доступной и понятной форме полностью отражал содержание учебных программ школ на разных этапах развития ребенка, предоставлял подробные инструкции для родите-лей о методах закрепления учебного материала дома или корректирующих действий для отстающих, новостной ряд для родителей о новшествах в системе образования, подборки статей об успешных примерах родительской вовлеченности, возможность обратной связи и ответов на все интересующие родителей вопросы;

Макет руководства для школ на основе которого каждая школа могла бы определить свой подход к установлению партнерства «школа-ребенок-родитель»;

Методические рекомендации для родителей, которые бы объясняли важность активного участия родителей в обучении и воспитании детей, помогали советами как можно стать активной частью школьного сообщества, партнером ребенка в его обучении;

Программу профессионального развития и повышения квалификации педагогов в области партнерства с родителями.

Одновременно на институциональном уровне необходимо:

Систематически проводить опросы, интервью и фокус-группы с участием родителей, для разработки стратегических документов по вопросам вовлеченности родителей;

Нормативно внедрить практику проведения открытых уроков с участием родителей (parents and family «learning» walks);

Нормативно закрепить предоставление родителям индивидуального, персонифицированного отчета о развитии, проблемах и возможностях для развития ребенка раз в четверть, что закрепит последние инициативы Министерства просвещения по изменению формата проведения родительских собраний;

Развивать неформальное сотрудничество с родителями: совместные ужины педагогов с родителями, вечера игр с участием родителей и др. мероприятия, которые развивают навыки родителей и детей в области решения проблем, коммуникаций, критического мышления;

Развивать волонтерство родителей: проведение экскурсий, курсов по чтению, сторителлинга, помощь в библиотеке, посещение событий с участием знаменитости, рассказы о традициях своей семьи, ведение факультатива во внеурочное время или даже содействие в проведении урока учителю.

Наше исследование еще раз подтвердило, что роль родителей в обучении и воспитании своих детей не менее важна, чем роль школы или социального окружения.

Поэтому нам хотелось бы отдельно для наших уважаемых родителей отметить несколько практик из отечественного и международного опыта, которые стоит применять и порекомендовать то, чего делать не стоит.

Дорогие родители! Уделяйте как можно больше времени своим детям. С самого рождения играйте с ними, разговаривайте, читайте для них, объясняйте детям мир вокруг себя и отвечайте на все «почему?». Объясняя любые явления и события, пытайтесь быть понятными, потому что понимание принципов намного важнее чем заучивание и запоминание фактов и поскольку наш мир имеет определенные законы, пусть ваши дети научатся понимать их как можно раньше. Прививайте любовь к чтению, к изучению нового, интерес к жизни. Ожидайте от детей хороших результатов, желайте им достичь больших высот, фокусируйте их внимание на достижении целей из реальной жизни, а не просто на получении хороших отметок. Помогайте понять учебный материал. Не ругайтесь и не требуйте от детей безусловного выполнения домашнего задания на отлично с первой попытки. Будьте другом в обучении, не будьте надзирателем. Не стоит выполнять домашнее задание за детей: вы можете сопровождать их в процессе, давать свои подсказки, но не делайте работу за них. Старайтесь не нанимать репетиторов, которые будут выполнять домашнее задание за ребенка или повторять пройденный материал в школе, поскольку таким образом, у ребенка улучшатся оценки в эпизоде, но в дальней перспективе это будет лишь мешать ему – он может стать немотивированным к самостоятельной работе, может посчитать, что кто-то другой всегда поможет выполнить работу за него. Гуляйте с ребенком, показывайте окружающий мир, делайте это на улице, в музее, театре, в книге или в интернете, покажите детям, что границ прекрасного не существует. Развивайте в ребенке компетенции пения, танцев, спорта, робототехники, кодирования, рукоделия, науки и многие другие. Учите искать информацию, писать и печатать. Учите детей выполнять домашние обязанности. Создайте систему, где ребенок растет самостоятельным и свободным, где у ребенка есть интересы и есть стремление делать и познавать – у детей тоже должен быть выбор и свобода.

Успех ребенка в учебе и в жизни во многом зависит от вас.

Верьте в своих детей. Наши дети построят лучший Казахстан и мир.

Как родители влияют на учебу детей? - Білімді Ел - Образованная страна (bilimdinews.kz)

Оставить заявку