27 июля 2022 года прошел MeetUp на базе Elbasy Academy на тему «Обзор исследований в сфере образования и развития человеческого капитала».
Среди спикеров мероприятия выступили Президент Общественного объединения «Центр анализа и стратегии «Белес» Ирсалиев Серик Азтаевич и руководитель отдела исследования BTS Education Абуов Бауыржан Болатович с темой «Родители Казахстана: Роль в образовании и воспитании детей в постпандемию».Серик Азтаевич начал выступление с определения трех основных акторов в образовательном и воспитательном процессах: школа и учитель, родители и окружающая среди, а также сами дети. Крайне важно, чтобы все три составляющие треугольника были равномерно вовлечены в процесс.
Согласно данным PISA-2018, на каждые 10 п.п. увеличения доли вовлеченности родителей в обсуждения успехов своих детей с учителями, результаты чтения детей увеличивались на 10 баллов.PIRLS-2016 выявил, что учащиеся 4 классов, родители которых часто занимались с ними, обучая грамоте, имели результаты на 24 балла выше, чем учащиеся, родители которых занимались с ними иногда, и на 110 баллов выше, чем те, чьи родители почти никогда не занимались с детьми. Таким образом можно заключить, что родители, по сути, являются первыми учителями.
Метаанализ 75 исследований выявил связи вовлеченности родителей и академической успеваемости детей, 4 из которых показали наибольшую положительную корреляцию:
- совместное чтение дома
- высокие ожидания родителей от учебных достижений своих детей
- коммуникация родителей с детьми по вопросам обучения и школы
- родительское поощрение и поддержка детей
В конце выступления был предложен ряд рекомендаций:
На национальном уровне:
- создать национальный портал для поддержки вовлеченности родителей - в доступной форме учебные программы, подробные инструкции о методах закрепления учебного материала дома или коррекции для отстающих, новостной ряд для родителей о новшествах образования, подборки успешных примеров родительской вовлеченности, возможность обратной связи и ответов на все интересующие родителей вопросы;
- разработать макет руководства для школ к установлению партнерства «школа-ребенок-родитель»;
- разработать методические рекомендации для родителей о важности их активного участия в обучении и воспитании детей, с советами как можно стать активной частью школьного сообщества, партнером ребенка в его обучении;
- разработать программу профессионального развития и повышения квалификации педагогов в области партнерства с родителями.
На институциональном уровне:
- систематически проводить опросы, интервью и фокус-группы с родителями для разработки стратегических документов по вопросам их вовлеченности;
- нормативно внедрить практику проведения открытых уроков с участием родителей (parents and family «learning» walks);
- нормативно закрепить предоставление родителям индивидуального, персонифицированного отчета о развитии, проблемах и возможностях для развития ребенка раз в четверть;
- развивать неформальное сотрудничество с родителями: совместные ужины педагогов с родителями, вечера игр с участием родителей и другие мероприятия, которые развивают навыки родителей и детей в области решения проблем, коммуникаций, критического мышления;
- развивать волонтерство родителей: проведение экскурсий, курсов по чтению, сторителлинга, помощь в библиотеке, посещение событий с участием знаменитости, рассказы о традициях своей семьи, ведение факультатива во внеурочное время, содействие в проведении урока учителю.
Бауыржан Абуов рассказал о методах составления опроса для родителей и педагогов, сборе и обработке данных, а также из визуализации.
Стоит отдельно отметить, что настоящее исследование является одним из самых масштабных за период Независимости Казахстана, а также одним из крупнейших по охвату в сфере образования.
Организаторы и участники поблагодарили докладчиков и озвучили свои комментарии касательно исследования.
Аналитический отчет «Родители Казахстана: роль в образовании и воспитании детей в постпандемию»