Новости

     

            27 июля 2022 года прошел MeetUp на базе Elbasy Academy на тему «Обзор исследований в сфере образования и развития человеческого капитала».

           Среди спикеров мероприятия выступили Президент Общественного объединения «Центр анализа и стратегии «Белес» Ирсалиев Серик Азтаевич и руководитель отдела исследования BTS Education Абуов Бауыржан Болатович с темой «Родители Казахстана: Роль в образовании и воспитании детей в постпандемию».Серик Азтаевич начал выступление с определения трех основных акторов в образовательном и воспитательном процессах: школа и учитель, родители и окружающая среди, а также сами дети. Крайне важно, чтобы все три составляющие треугольника были равномерно вовлечены в процесс.

           Согласно данным PISA-2018, на каждые 10 п.п. увеличения доли вовлеченности родителей в обсуждения успехов своих детей с учителями, результаты чтения детей увеличивались на 10 баллов.PIRLS-2016 выявил, что учащиеся 4 классов, родители которых часто занимались с ними, обучая грамоте, имели результаты на 24 балла выше, чем учащиеся, родители которых занимались с ними иногда, и на 110 баллов выше, чем те, чьи родители почти никогда не занимались с детьми. Таким образом можно заключить, что родители, по сути, являются первыми учителями.

           Метаанализ 75 исследований выявил связи вовлеченности родителей и академической успеваемости детей, 4 из которых показали наибольшую положительную корреляцию:

- совместное чтение дома

- высокие ожидания родителей от учебных достижений своих детей

- коммуникация родителей с детьми по вопросам обучения и школы

 - родительское поощрение и поддержка детей

           В конце выступления был предложен ряд рекомендаций:

           На национальном уровне:

- создать национальный портал для поддержки вовлеченности родителей - в доступной форме учебные программы, подробные инструкции о методах закрепления учебного материала дома или коррекции для отстающих, новостной ряд для родителей о новшествах образования, подборки успешных примеров родительской вовлеченности, возможность обратной связи и ответов на все интересующие родителей вопросы;

- разработать макет руководства для школ к установлению партнерства «школа-ребенок-родитель»;

- разработать методические рекомендации для родителей о важности их активного участия в обучении и воспитании детей, с советами как можно стать активной частью школьного сообщества, партнером ребенка в его обучении;

- разработать программу профессионального развития и повышения квалификации педагогов в области партнерства с родителями.

            На институциональном уровне:

- систематически проводить опросы, интервью и фокус-группы с родителями для разработки стратегических документов по вопросам их вовлеченности;

- нормативно внедрить практику проведения открытых уроков с участием родителей (parents and family «learning» walks);

- нормативно закрепить предоставление родителям индивидуального, персонифицированного отчета о развитии, проблемах и возможностях для развития ребенка раз в четверть;

- развивать неформальное сотрудничество с родителями: совместные ужины педагогов с родителями, вечера игр с участием родителей и другие мероприятия, которые развивают навыки родителей и детей в области решения проблем, коммуникаций, критического мышления;

- развивать волонтерство родителей: проведение экскурсий, курсов по чтению, сторителлинга, помощь в библиотеке, посещение событий с участием знаменитости, рассказы о традициях своей семьи, ведение факультатива во внеурочное время, содействие в проведении урока учителю.

           Бауыржан Абуов рассказал о методах составления опроса для родителей и педагогов, сборе и обработке данных, а также из визуализации.

           Стоит отдельно отметить, что настоящее исследование является одним из самых масштабных за период Независимости Казахстана, а также одним из крупнейших по охвату в сфере образования.

           Организаторы и участники поблагодарили докладчиков и озвучили свои комментарии касательно исследования.

          Аналитический отчет «Родители Казахстана: роль в образовании и воспитании детей в постпандемию»

 

Вовлечение родителей в школьную жизнь способствует положительным академическим результатам детей и сказывается на их физическом и психологическом здоровье. К такому выводу приходят научные исследования и аналитические данные, проанализированные Центром анализа и стратегии «Белес» в рамках изучения роли родителей в образовании и воспитании детей. Особо впечатляют следующие выводы.
1. Установлена сильная положительная корреляция между вовлеченностью родителей и учебными достижениями детей. В международном исследовании PISA-2018 на каждые 10 процентных пунктов увеличения доли вовлеченности родителей в обсуждение успехов своего ребенка с учителем, результаты детей по чтению увеличивались на 10 баллов. В начальной школе эта закономерность проявляется сильнее, чем в средней. Так, в исследовании PIRLS-2016 четвероклассники, родители которых часто занимались с детьми, имели результаты на 24 балла выше, чем у учащихся, чьи родители, занимались с ними иногда, и на 110 баллов выше, чем у тех, чьи родители почти никогда не занимались с детьми.
2. Метаанализ 75 исследований по вопросам связи вовлеченности родителей и академической успеваемости учащихся выявил 4 основных фактора, положительно влияющих на академические достижения детей: совместное чтение дома; высокие ожидания родителей от учебных достижений своих детей; коммуникация родителей с детьми по вопросам обучения и школы; родительское поощрение и поддержка детей.
3. Участие родителей в школьной жизни положительно сказывается на половом и репродуктивном здоровье и поведении детей. Если школьная среда является поддерживающей и заботливой, а родители участвуют в школьной жизни, подростки с меньшей вероятностью вовлекаются в злоупотребление психоактивными веществами, насилие и другие формы проблемного поведения.
Так случилось, что всем или абсолютному большинству казалось, что влияние на академические результаты детей очевидно. Поэтому подобные исследования начали проводить относительно недавно. Одни говорят (Peters et al., 2007; Every Child Matters, 2003) , что вовлечение родителей в школьную жизнь способствует положительным академическим результатам детей, а также влияют на положительное поведение детей. Epstein и др. (2002) нашли тесную связь между вовлечённостью родителей и академическими результатами учащихся - повышается посещаемость школы и улучшаются оценки. Также выявлены тесные связи между вовлеченностью родителей и здоровьем детей, психологическим состоянием детей, ранней беременностью, употреблением наркотиков и прочих показателей.
В 2018 году UNICEF провел исследование в Грузии и выявил, что родители вовлекаются в процесс образования и воспитания по разному. В частности, мамы отвечают за домашние дела, включая образование и воспитание детей. А отцы по большей части выступают в качестве добытчика. В отношении детей в Грузии родители больше всего беспокоятся о материальном и физическом состоянии своих детей, образование на втором месте. При этом, отцы не посещают школу, родительские собрания, реже разговаривают об учебе и ходят по театрам и музеям. Интересно, что есть родители в Грузии, которые не хотят, чтобы их дети продолжали учебу - им выгоднее, чтобы из дети как можно раньше начали работать и приносить доход в семью. Здесь наверное можно узнать и некоторых казахстанцев, которым работа детей на ферме важнее дальнейшего обучения.
Borgonovi & Montt (2012) показали, что родительская вовлеченность положительно влияет на когнитивное (знания и навыки) и не когнитивное (мотивация к учебе, стратегия обучения) развитие детей. Среди наиболее эффективных мер было чтение книг детям с раннего возраста и обсуждение политических и социальных вопросов в подростковом возрасте. Chen (2009) нашел сильную взаимосвязь между родительской моделью чтения, стимулирование чтения детьми и академическими достижениями детей. Другими словами, если вы читаете для детей или с детьми это окажет будет развивать навыки чтения ваших детей.
Jeynes, 2007 выявила, что вовлечение родителей в образование детей сильнее проявляется в начальной школе, чем в средней. Так, согласно PIRLS-2016, Так, средний балл учащихся, чьи родители часто занимались с детьми (обучали их письму и чтению), на 24 балла выше, чем у учащихся, родители которых, занимались с ними иногда, и на 110 баллов выше, чем у тех, чьи родители никогда или почти никогда не занимались.
Инверсно отметить, что 100 процентов Казахстанских родителей занимаются со своими детьми (65% - часто, 35% - иногда). Это, конечно, не может быть правдой и возможно наше соотечественники давали социально одобряемые ответы или не понимают, что такое заниматься с детьми. Ну, не могут 100% родителей нашей страны быть настолько ответственными.
Надо понимать, что для детей разного возраста вовлечение родителей и практики вовлечения могут отличаться. Так, в начальной школе самыми эффективными были:
1. Родительские ожидания и стремления это самый сильный предикатов на академические достижения.
2. Давление родителей в учебе (приказные команды, наказания, ругань) отрицательно влияют на детей.
3. Поощрение и поддержка детей, особенно действия и усилия детей (а не хвала личности)
4. Обеспечение соответствующей средой и материалами. Это может, как обычное обеспечение учебным столом, компьютером и прочими материальными вещами, так и совместные занятия и деление времени и внимания, а также спокойная обстановка дома.
5. Участие в выполнении домашнего задания имеет либо нейтральную связь с академическими достижениями детей, либо отрицательное влияние. Другими словами, не помогайте делать домашнее задание детям и тем более не делайте домашнее задание за детей
Больше подобных примеров вы сможете найти в исследовании
Думаю, этого материала достаточно, чтобы вовлечь вас в наше исследование. Вы уже узнали что такое вовлеченность родителей и что на этот вопрос уже было изучено. Следующих постах вы узнаете:
1. Как регулируется вовлеченность родителей в Казахстане?
2. Как это делается в других (13) странах мира?
3. Что думают и о чем говорят родители Казахстана в социальных сетях о вопросах обучения и воспитания детей?
4. Результаты нашего исследования
1. Опросы среди педагогов и родителей
2. Как мы составляли опросы
3. Сколько человек мы опросили (тут абсолютный рекорд по количеству)
4. О чем говорят эти данные
5. Данные и их обработка
5. Основные выводы
6. Рекомендации
До новых встреч, друзья
Начиная с марта 2020 года, Казахстан присоединился, «наконец-то», в ковидный период человечества. Мы впервые начали массово носить маски, начали работать удаленно, сторонились друг друга, тои и разные посиделки сразу закончились. Наравне с этими изменениями обучение тоже притерпело ряд, ранее неведомых, изменений. Наши дети перестали ходить в школы и продолжили обучение из дома. И вот здесь нам стало интересно, какова же роль родителей в обучении и воспитании детей, особенно в новых учебных реалиях.
Как оказалось, наша система образования (не только образования) была не готова к такому повороту. Не было материалов для эффективного обучения онлайн, учителя не были готовы использовать онлайн инструменты, выявилось цифровое неравенство, недостаток компьютеров и другого оборудования. К этому можете смело добавлять проблемы с ИКТ грамотностью населения: ICILS 2018 - 54% учащихся оказались функционально неграмотными, PIAAC 2018 - более 25% взрослых не смогли выполнить ни одного задания. Когда школа «пришла» домой, родители оказались на заднем плане процесса несмотря на физическую близость этой школы дома. Так, исследование ИАЦ 2021 показало, что учащиеся более охотно обращались к учителям и одноклассникам по сравнению с родителями, а 52% родителей не знали, как помочь своему ребенку.
При этом в обществе принято считать, что родитель это первый (и главный) учитель в жизни ребенка. Ряд исследований (Peters et al., 2007; Every Child Matters, 2003; Afolabi, 2014; Englund et al., 2004) отмечают сильную корреляцию между участием родителей, когнитивным развитием и академическими достижениями детей.
Теперь нам важно идентифицировать основные функции родителей и факторы их вовлеченности, определяющие успех обучения и воспитания детей.
Для начала давайте разберемся, что такое «вовлеченность родителей». Много разных теорий и трактовок этого, на первый взгляд, несложного термина. Bloom 1980 утверждает, что стремление родителей к академическим достижениям своих детей и передача таких стремлений своим детям это и есть вовлечённость. Christensen 1992 и Walberg 1986 отмечают, что это общение родителей с детьми о школе. Stevenson и Baker 1987 подразумевают участие родителей в школьных мероприятиях. Epstein 1991 считала, что вовлечённость родителей означает их общение с учителями о своих детях.
Еще больше терминологии и трактовок вы найдете в нашем исследовании. В рамках же исследования, мы под термином «вовлеченность родителей» будем понимать степень участия родителей в образовательном и воспитательном процессах своих детей.
Надо понимать, что родители сами по себе играют важную роль в жизни детей, в том числе и в их академических достижениях. Но необходимо четко понимать, что в процессе развития ребенка есть три основных игрока: 1 - Школа (включая все органы, создателей контента, учителей, министерств, управлений и прочие игроки), 2 - Родители (включая всех членов семьи, с которыми проживают дети, ближайшие родственники и в малой степени ближайшее окружение) и 3 сами дети.
Важно отметить, что в мире уже существуют довольно устоявшие рамки и типологии. Доктор Epstein определила 6 уровней:
1. Воспитание. Цель – помочь семьям создать благоприятные условия, которые помогут детям в образовательной деятельности;
2. Коммуникации. Цель - разработать эффективные коммуникации между домом и школой по вопросам учебной программы и успеваемости ученика;
3. Волонтерство. Цель - вовлечение родителей в волонтерскую деятельность школы и организация помощи и поддержки с их стороны;
4. Обучение дома. Цель - предоставление информации семьям о том, как помочь ребенку с домашней работой и развитием гибких навыков;
5. Принятие решений. Цель - вовлечение родителей в процесс принятия решений на уровне школы, развитие лидеров и представителей детей среди родителей;
6. Сотрудничество с местным сообществом. Цель - выявление и интегрирование ресурсов и услуг местного сообщества для укрепления школьных программ, семейных практик, развития и обучения учащихся.
Эта рамка рассматривает вовлеченность со стороны школы. То есть помогает ответить на вопрос: Что школа и учителя могут сделать для стимулирования большей активности среди родителей?
Другая группа исследователей Hoover-Dempsey и Sandler разработали другую целостную рамку вовлеченности родителей, отвечая на следующие вопросы:
1. Почему родители вовлекаются в образование своих детей?
2. Как родители выбирают специфические типы вовлечения?
3. Почему вовлечение родителей имеет позитивное влияние на академические достижения учащихся?
Думаю, этого материала достаточно, чтобы вовлечь вас в наше исследование. В следующих постах вы узнаете следующее:
1. Кто и как проводил исследования на эту тему по всему миру и к чему они пришли?
2. Как регулируется вовлеченность родителей в Казахстане?
3. Как это делается в других (13) странах мира?
4. Что думают и о чем говорят родители Казахстана в социальных сетях о вопросах обучения и воспитания детей?
5. Результаты нашего исследования
1. Опросы среди педагогов и родителей
2. Как мы составляли опросы
3. Сколько человек мы опросили (тут абсолютный рекорд по количеству)
4. О чем говорят эти данные
5. Данные и их обработка
6. Основные выводы
7. Рекомендации
До новых встреч, друзья

Опубликован отчет "Голоса учителей Казахстана: результаты исследования".

В аналитическом отчете представлен анализ вовлеченности и активности общественных объединений учителей в формирование образовательной политики, а также мнений педагогов и экспертов об эффективности и перспективах развития площадок реализации голоса учителя.

Опубликован отчет «Результаты Казахстана в международных исследованиях качества образования: исследование причин отставания».

В Аналитическом отчете представлены результаты исследования причин низких показателей Казахстана в международных сопоставлениях качества образования и идентификации факторов, влияющих на эти результаты.

Опубликован отчет «Проблемные вопросы реализации Закона Республики Казахстан «О Науке».

В данном отчете представлены основные результаты анализа не только реализации норм Закона «О науки», но и в целом текущего состояния науки в Республике Казахстан по вышеперечисленным параметрам в сравнении с аналогичными показателями стран-лидеров в области научных достижений.

Рассмотрены вопросы структуры управления наукой, финансирования, кадрового потенциала и результативности научной деятельности. Помимо анализа статистических данных было проведено социологическое исследование для изучения мнений и оценки научными работниками состояния, проблем и перспектив развития науки в Казахстане.

13 февраля 2019 года обсуждались итоги первого в Казахстане исследования «Учителя Казахстана: почему молодые люди выбирают эту профессию и что их мотивирует оставаться в ней?».  Исследование проведено Общественным объединением «Центр анализа и стратегии «Белес» при поддержке Фонда Сорос-Казахстан. 

«Цифрлы Қазақстан» мемлекеттік бағдарламасы және «Рухани жаңғыру» бағдарламасы шеңберінде Алматы қаласында Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігі және Алматы қалалық әкімдігінің қолдауымен жыл сайынғы «HackDay» инновациялық идеялар фестивалі өтті.

17 октября 2018 года в городе Астана состоится седьмое Совещание министров образования государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.

Оставить заявку