Начиная с марта 2020 года, Казахстан присоединился, «наконец-то», в ковидный период человечества. Мы впервые начали массово носить маски, начали работать удаленно, сторонились друг друга, тои и разные посиделки сразу закончились. Наравне с этими изменениями обучение тоже притерпело ряд, ранее неведомых, изменений. Наши дети перестали ходить в школы и продолжили обучение из дома. И вот здесь нам стало интересно, какова же роль родителей в обучении и воспитании детей, особенно в новых учебных реалиях.
Как оказалось, наша система образования (не только образования) была не готова к такому повороту. Не было материалов для эффективного обучения онлайн, учителя не были готовы использовать онлайн инструменты, выявилось цифровое неравенство, недостаток компьютеров и другого оборудования. К этому можете смело добавлять проблемы с ИКТ грамотностью населения: ICILS 2018 - 54% учащихся оказались функционально неграмотными, PIAAC 2018 - более 25% взрослых не смогли выполнить ни одного задания. Когда школа «пришла» домой, родители оказались на заднем плане процесса несмотря на физическую близость этой школы дома. Так, исследование ИАЦ 2021 показало, что учащиеся более охотно обращались к учителям и одноклассникам по сравнению с родителями, а 52% родителей не знали, как помочь своему ребенку.
При этом в обществе принято считать, что родитель это первый (и главный) учитель в жизни ребенка. Ряд исследований (Peters et al., 2007; Every Child Matters, 2003; Afolabi, 2014; Englund et al., 2004) отмечают сильную корреляцию между участием родителей, когнитивным развитием и академическими достижениями детей.
Теперь нам важно идентифицировать основные функции родителей и факторы их вовлеченности, определяющие успех обучения и воспитания детей.
Для начала давайте разберемся, что такое «вовлеченность родителей». Много разных теорий и трактовок этого, на первый взгляд, несложного термина. Bloom 1980 утверждает, что стремление родителей к академическим достижениям своих детей и передача таких стремлений своим детям это и есть вовлечённость. Christensen 1992 и Walberg 1986 отмечают, что это общение родителей с детьми о школе. Stevenson и Baker 1987 подразумевают участие родителей в школьных мероприятиях. Epstein 1991 считала, что вовлечённость родителей означает их общение с учителями о своих детях.
Еще больше терминологии и трактовок вы найдете в нашем исследовании. В рамках же исследования, мы под термином «вовлеченность родителей» будем понимать степень участия родителей в образовательном и воспитательном процессах своих детей.
Надо понимать, что родители сами по себе играют важную роль в жизни детей, в том числе и в их академических достижениях. Но необходимо четко понимать, что в процессе развития ребенка есть три основных игрока: 1 - Школа (включая все органы, создателей контента, учителей, министерств, управлений и прочие игроки), 2 - Родители (включая всех членов семьи, с которыми проживают дети, ближайшие родственники и в малой степени ближайшее окружение) и 3 сами дети.
Важно отметить, что в мире уже существуют довольно устоявшие рамки и типологии. Доктор Epstein определила 6 уровней:
1. Воспитание. Цель – помочь семьям создать благоприятные условия, которые помогут детям в образовательной деятельности;
2. Коммуникации. Цель - разработать эффективные коммуникации между домом и школой по вопросам учебной программы и успеваемости ученика;
3. Волонтерство. Цель - вовлечение родителей в волонтерскую деятельность школы и организация помощи и поддержки с их стороны;
4. Обучение дома. Цель - предоставление информации семьям о том, как помочь ребенку с домашней работой и развитием гибких навыков;
5. Принятие решений. Цель - вовлечение родителей в процесс принятия решений на уровне школы, развитие лидеров и представителей детей среди родителей;
6. Сотрудничество с местным сообществом. Цель - выявление и интегрирование ресурсов и услуг местного сообщества для укрепления школьных программ, семейных практик, развития и обучения учащихся.
Эта рамка рассматривает вовлеченность со стороны школы. То есть помогает ответить на вопрос: Что школа и учителя могут сделать для стимулирования большей активности среди родителей?
Другая группа исследователей Hoover-Dempsey и Sandler разработали другую целостную рамку вовлеченности родителей, отвечая на следующие вопросы:
1. Почему родители вовлекаются в образование своих детей?
2. Как родители выбирают специфические типы вовлечения?
3. Почему вовлечение родителей имеет позитивное влияние на академические достижения учащихся?
Думаю, этого материала достаточно, чтобы вовлечь вас в наше исследование. В следующих постах вы узнаете следующее:
1. Кто и как проводил исследования на эту тему по всему миру и к чему они пришли?
2. Как регулируется вовлеченность родителей в Казахстане?
3. Как это делается в других (13) странах мира?
4. Что думают и о чем говорят родители Казахстана в социальных сетях о вопросах обучения и воспитания детей?
5. Результаты нашего исследования
1. Опросы среди педагогов и родителей
2. Как мы составляли опросы
3. Сколько человек мы опросили (тут абсолютный рекорд по количеству)
4. О чем говорят эти данные
5. Данные и их обработка
6. Основные выводы
7. Рекомендации
До новых встреч, друзья
Оставить заявку